среда, 15 октября 2014 г.

ОСОЗНАННОСТЬ И СОЗНАНИЕ. Часть 4. Знание и осознание

«Знание и осознание, осознание и информированность - далеко не одно и то же. Тот, кто живет осознанно, не способен на злодеяние. Но тот, кто лишь информирован о разнице между добром и злом, кто знает, какой поступок считается плохим, - тот совершить злодеяние может».
Энтони де Мелло «Осознание»

ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ?
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
- как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
- как познавательно значимая информация;
- как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.


Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют виды знания.
1. Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.
2. Научное - понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений.
3. Практическое - овладение вещами, преобразование мира.
4. Художественное - целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
5. Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
6. Иррациональное - не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля.
7. Личностное - зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы знания.
1. Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира.
2. Донаучное - прототип, предпосылочная база научного знания.
3. Паранаучное (от гр. рага — возле, мимо, вне, т. е. околонаучное знание) - несовместимое с имеющимся научным знанием.
4. Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки.
5. Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

Знания являются основой, самым существенным звеном сознания. Если мы мысленно направим наше внимание на само сознание, то можем увидеть, что оно буквально наполнено знаниями. Всё многообразие этого мира присутствует в нас как знание.

Мы все пребываем в вещно-человеческом мире. Человек имеет перед собой мир природно-социальной конкретики:
- мир вещный (деревья, горы, моря, небесный свод и т.д.);
- мир социальных образований (семья, государство, органы власти и управления, общественное производство и распределение, расслоение людей по размерам доходов и т.д.);
- мир вещно-социальный (построенные людьми дороги, промышленное и жилищное строительство, мир машин, книг и т. д.)

Знание вещи или явления – это знание каких-то её существенных сторон, признаков, отношений, целостное восприятие «каркаса» этой вещи, без её внешней оболочки. Вся сумма наших знаний вещно-социального мира – это знание идеальных моделей различных элементов бытия. В нашем сознании мир предстает широкой картиной своих сущностей, и чем эти сущности глубже нами восприняты, тем глубже наше познание и, как следствие этого, развитее самосознание.

Но наши знания – это не только знание вещей, но и знание законов общественной жизни, закономерностей общественных явлений. При этом нам необходимо помнить (знать!), что общественные явления очень мобильны, подвижны, представляют собой переплетение социально-экономического, политического, духовно-нравственного. Общественная жизнь подвижна в такой же степени, как подвижен, изменчив сам человек, его духовный мир, целевые и нравственные ориентиры. Когда мы постоянно учитываем эту «живую жизнь» социальной действительности, то она меньше приносит нам нежелательных неожиданностей, способствует формированию чувства социальной интуиции, помогает улавливать тенденции и перспективы общественного развития.

Сознавать – это означает знать, понимать, отдавать отчет в чем-либо и т.п. Таким образом, любое Знание есть нечто осознаваемое как объект Осознания, который может быть зарегистрирован в форме конкретного образа, символа, понятия или же присутствовать как некое комплексное чувство или переживание без дальнейшей идентификации.

Знание – это пополнение «склада временного хранения», количественное (но не качественное) увеличение объема личности. Знание дает почву для работы линейной человеческой логики. Воланд по этому поводу сказал: «Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!».

Осознать – значит сделать своим, встроить в структуру своего сознания, расширив его границы еще на один шаг. Выйти за пределы личности, которая только до определенных пор является единственной опорой в развитии человека. Вспышка, при которой исчезают искусственные узкие рамки логического восприятия, и открывается истинная природа человека, открывается принцип отражения большого в малом.

КАК ПРОИСХОДИТ ОСОЗНАНИЕ?
Осознание включает действие. При рефлексии совершается выбор. А при осознании выбор не совершается – сразу возникает единственно правильное для человека решение и уже не ставится вопрос – как и что делать, осознание включает действие.

Осознание происходит как вспышка, как квантовый скачок сознания, когда человек начинает глубоко видеть – что с ним происходит.

При ментальном осознании можно понимать что-то фрагментарно. Можно осознавать свои мысли, но при этом совершенно не осознавать свои чувства и действия. При таком осознании происходит рассогласование того, что человек говорит, что чувствует и что делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может сказать – что испытывает, что чувствует, какие действия это вызывает.

Например, вы понимаете, что в момент ссоры вам не надо повышать голос, потому что это всегда приводит к нежелательному результату. Есть ментальное осознание, но происходит ссора, и вы на автомате повышаете голос, можно сказать, что делаете все как всегда. При полном осознании (тотальном) действия, ваши слова и чувства сразу будут направлены на разрешение конфликта.

Очень важно понять, что умственные построения не приводят к осознанию, все, что они могут – это увеличить знание. А осознание – это выход за пределы знания и ума.

Или другой пример. Очень часто люди любят говорить о безусловной любви и убеждать других, что это и есть настоящая любовь, что только так и надо жить. Но есть ли у убеждающих эти переживания? Способны ли они сами действовать так, что их поступки можно назвать безусловной любовью? Чаще на поверку оказывается, что это только ментальные конструкции и не более, а до осознания еще очень и очень далеко. 

Еще можно сказать, что осознание – это словно поворот внимания внутрь себя. Человек «видит» (осознает на всех трех уровнях – ментальном, физическом и эмоциональном) свои шаблоны поведения, стереотипные реакции, отмечает, что методы, реакции и стереотипы не работают так, как хотелось бы, понимает то, что делает, и к чему это приведет. И тогда жизнь начинает меняться без каких-то дополнительных усилий, кроме одного – беспристрастного, безотождествленного наблюдения. И одно это уже начинает менять личность. Наблюдатель может менять то, за чем наблюдает.


И не нужны ни какие философские разговоры – правильно это или не правильно, нужно вам что-то или нет. Ни какие курсы по повышению самооценки, по развитию уверенности или по увеличению любви не нужны. Осознание рождает в вас силу, которая легко отличит то, что нужно для вас от того, что не нужно, то, что правильно для вас от того, что не правильно.

По материалам сайтов: eurasialand.ru, http://www.terver.ru, http://www.o-vni.ru/2010/10/blog-post_17.html

1 комментарий:

  1. Знание-Осознание

    Или 1+1 = 1000000000000000

    ЗНАНИЕ - это уже конечный продукт.

    ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретение знаний.

    ОСОЗНАНИЕ - это единство разных знаний и их взаимодействие между собой.

    Таким образом ОСОЗНАНИЕ - это качественно отличное от первых двух терминов. ОСОЗНАНИЕ - это состояние.

    Знание, Познание, Осознание - они границ не имеют, бесконечны по своей сути (много, еще не бесконечность)))).Таким образом Мы можем говорить лишь об некоем объеме ПОЗНАННОГО и ОСОЗНАННОГО. Который через пять минут может быть увеличен в двое или в трое )))

    Представим себе ситуацию. В руках у вас яблоко.

    -Что это? Как это? Откуда это? Для чего это?

    Вот вам краткий список вопросов. Вы собрали ответы, получили первые ЗНАНИЯ. Вы связали-установили связи. Вы ОСОЗНАЛИ яблоко. У вас моментально появятся новые вопросы или старые будут требовать иных углубленных ответов. ИЛИ ВЫ СКАЖЕТЕ САМИ СЕБЕ - ЗНАНИЙ ДОСТАТОЧНО! Для данной ситуации...

    ОтветитьУдалить