среда, 13 января 2016 г.

Градации уровней сознания

На примере Карты Сознания Дэвида Хокинса, мы выяснили, что существует множество градаций уровней сознания. Каждый уровень обозначает определенные понимания и переживания, через которые можно пройти для перехода на следующий уровень.

Это можно сравнить с ключами от дверей, когда с каждым новым опытным пониманием одного аспекта сознания, человеку становится легче перейти к следующему аспекту сознания или уровню понимания.

Кроме Дэвида Хоккинса, классификацию уровней сознания в разные периоды времени разрабатывали многие ученые и мыслители. Перечислю наиболее известные и интересные:
- 7 уровней сознания Ричарда Барретта;

- 7 типов (номеров) человека, в зависимости от характеристик сознания Георгия Гурджиева;
- 7 уровней квантового сознания Стивена Волинского.


ПИРАМИДА ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ ЛИЧНОСТИ ПО Р.ДИЛТСУ. Рисунок 1



7 уровней сознания Ричарда Барретта
Ричард Барретт, американский консультант, основываясь на идеях гуру психологии и менеджмента Абрахама Маслоу, рассматривает потребности через призму «Семи уровней сознания». В его концепции низший уровень организационного сознания включает выживание и потребность в финансовой стабильности. Иерархию Ричарда Барретта завершают уровни высших, духовных потребностей -  поиск своего предназначения, активная жизненная позиция и позитивное развитие своего сообщества, служение обществу и планете.

СЕМЬ УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ ПО Р.БАРРЕТУ. Рисунок 2

7 типов (номеров) человека, в зависимости от характеристик сознания Георгия Гурджиева

Г.И.Гурджиев отмечал, что каждый человек находится на определенном уровне сознания и в течение жизни эволюционирует (за исключением наименее развитых), последовательно достигая более высоких уровней. Он не просто определил семь условных уровней сознания, а проиллюстрировал, как именно меняется мировоззрение человека, отношение к жизни и деятельности, с переходом на каждый новый уровень.


Теорию Гурджиева прекрасно иллюстрирует выдержка из книги П.Д.Успенского «В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения».

«Обратимся еще раз к идее человека. В языке, о котором я говорю, вместо слова «человек» употребляются семь слов, а именно: человек номер один, человек номер два, человек номер три, человек номер четыре, человек номер пять, человек номер шесть и человек номер семь. С этими семью понятиями люди, говоря о человеке, уже смогут понимать друг друга.


Человек номер семь - это такой человек, который достиг полного развития, возможного для человека, который обладает всем, чем может обладать человек, то есть, волей, сознанием, постоянным и неизменным Я, индивидуальностью, бессмертием, а также многими иными свойствами, которые мы в своей слепоте и в своем невежестве приписываем себе. Лишь тогда, когда мы до известной степени понимаем человека номер семь и его свойства, мы можем понять и те постепенные переходы, которыми к нему приближаемся, то есть, понимаем процесс возможного для нас развития.

Человек номер шесть стоит очень близко к человеку номер семь. Его отличает от человека номер семь только то обстоятельство, что некоторые из его качеств еще не стали постоянными.

Человек номер пять также является недостижимым для нас стандартом, так как это человек, достигший единства.

Человек номер четыре - это промежуточная стадия.

Человек номер один, два и три - это люди, образующие механическое человечество и пребывающие на том же уровне, на каком они родились.

Человек номер один - это человек, у которого центр тяжести психической жизни лежит в двигательном центре. Это человек физического тела, у которого двигательная и инстинктивная функции имеют перевес над эмоциональной и мыслительной функциями.

Человек номер два - это человек на том же уровне развития, но его эмоциональный центр совпадает с центром тяжести психической жизни. Это человек, у которого эмоциональная функция имеет перевес над всеми прочими, человек чувств, эмоций.

Человек номер три означает человека на том же уровне развития; но у него центр тяжести психической жизни лежит в интеллектуальном центре, то есть, мыслительная функция получает преобладание над двигательной, инстинктивной и эмоциональной функциями; это человек рассудка, который ко всему подходит с точки зрения теорий и умственных соображений.

Деление человека на семь категорий, или семь номеров, объясняет тысячи явлений, которые иначе понять невозможно. Это деление дает верное понятие об относительности в приложении к человеку. Вещи могут быть одними или другими в зависимости от рода того человека, с точки зрения которого они воспринимаются или по отношению к которому они берутся.
В соответствии с этим все внутренние и внешние проявления человека, все, что принадлежит человеку, все, что им создано, также делится на семь категорий.

Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на подражании или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщенное ему долгими упражнениями. Человек номер один, если он таков в полном смысле слова, заучивает все наподобие попугая или обезьяны.

Знание человека номер два - это просто знание того, что ему нравится; а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всем: он желает чего-то приятного. Если же это больной человек, он будет, напротив, знать только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нем страх, ужас, отвращение.

Знание человека номер три - это знание, основанное на субъективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании. Это знание книжного червя и схоласта. Человек номер три, например, подсчитал, сколько раз каждая буква арабского алфавита повторяется в Коране Магомета; и обосновал на этом целую систему толкования Корана.

Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма отличный от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять, который в свою очередь получает его от человека номер шесть; а к тому оно поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим силам. 

По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре начал уже освобождаться от субъективных элементов в своем знании, начал движение по пути к объективному знанию.

Знание человека номер пять - это целостное, неделимое знание. Он имеет одно неделимое Я, и все его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь одно «я», которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому «я». То, что он знает, знает все его существо в целом. Его знание ближе к объективному знанию, чем знание человека номер четыре.

Знание человека номер шесть - это полное знание, какое только возможно для человека; но его еще можно утратить.

Знание человека номер семь - это его собственное знание, которое невозможно от него отобрать; это объективное и целиком практическое знание Всего.

Совершенно также обстоит дело и с бытием.
Есть бытие человека номер один, который живет инстинктами и ощущениями; есть бытие человека номер два, так сказать, бытие сентиментального, эмоционального человека; есть бытие человека номер три, бытие рационалиста, человека теоретического ума, и так далее.

Совершенно ясно, почему знание не должно быть далеким от бытия. Человек номер один, два или три - и причиной тому его бытие - не воспринимает знание человека номер четыре, пять и выше. И что бы вы ему ни дали, он станет объяснять это на свой лад, принижая любую идею до того уровня, на котором находится сам.

Тот же порядок деления на семь категорий следует применять ко всему, что относится к человеку.
Есть искусство номер один, то есть, искусство человека номер один, подражательное и копирующее, грубо примитивное и чувственное, такое как музыка и пляски первобытных народов. Есть искусство номер два - сентиментальное искусство; есть искусство номер три, интеллектуальное и надуманное; должны существовать также искусство номер четыре, пять и так далее».
Успенский П.Д «В поисках чудесного».

СЕМЬ УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ И ЭНЕРГИИ ПО РАМТА. Рисунок 3

7 уровней квантового сознания Стивена Волинского
Стивен Волинский, основатель Института Квантовой Психологии предложил также 7 уровней квантового сознания. Свой подход он описал в книге, цитаты из которой (в сокращении) я предлагаю Вашему вниманию.

«Если объяснять подробнее, явный уровень - это где мои мысли по-видимому отличаются от стула, моя рука отличается от вашей руки.

А на неявном уровне или квантовом уровне есть основополагающее единство, где все связано со всем остальным. На квантовом, субатомном уровне, нет разницы между стулом, диваном, моей рукой, моей ручкой, моими волосами, холодильником и воздухом или пустым пространством между всеми ними. Если вы посмотрите на мир сквозь «субатомную линзу», мир на своем основополагающем уровне будет выглядеть как плавающие в пустоте частицы-состояния без боли (или без состояния), в котором могут появляться и исчезать «мои» личные проблемы.

Зачем мне нужно переживать на опыте, что я, стул, диван и остальная вселенная - одно и то же на субатомном уровне? Что мне это даст, когда я встану утром, выпью кофе, и выйду из дома? Мой ответ основан в первую очередь на моем личном опыте. Для меня жизнь стала ровнее. Любое переживание квантового сознания, даже если оно не ярко и живо в сознании круглые сутки, начинает убирать суждение, оценку, боль разделенности, которые обычно отравляют повседневную жизнь. Вместо того, чтобы абсолютно верить в границы и видимость отделения, соревнования, боли и конфликта, с переживанием большего единства открывается еще одно окно сознания.

Первый уровень
Как наблюдатель содержимого моего ума (мыслей, чувств, эмоций, ощущений, ассоциаций), я больше, чем содержимое моего ума.

Любой, кто изучал восточные традиции, узнает очевидные источники этого первого уровня. Краеугольный камень большинства медитативных дисциплин - практика наблюдения, «свидетельствования», или осознания содержимого своего ума или состояния существования. Индивид наблюдает конкретные мысли, образы, ощущения, чувства, эмоции, и в ходе этого приобретает чувство, что он отделен от потока содержания и является чем-то большим.

Когда наблюдатель начинает сознавать, что он не является своими мыслями, чувствами, и эмоциями, а скорее кем-то наблюдающим, открывается начало процесса разотождествления, который постепенно строится как первый мост к квантовому сознанию.

Второй уровень
Всё (мысли, чувства, эмоции, ощущения, ассоциации) состоит из энергии.

Здесь мы приближаемся к первому аспекту работы известного физика Дэвида Бома. Бом говорит, что мир состоит из энергии, пространства, массы, и времени. На втором уровне мы рассматриваем наши отношения с энергией.

Вы можете начать переживать на опыте, как все то, что вы наблюдали как происходящее в «вашем уме», состоит из одной и той же основополагающей энергии. Злость состоит из той же энергии, что и радость. Второй уровень позволяет вам убрать названия или содержание, которые обычно классифицируют по разным категориям разные грани переживания, и тогда вы автоматически рассеиваете или сводите на нет заряд любого переживания, которое вы наблюдаете.

Третий уровень
Я создатель того, что наблюдаю.

Этот раздел рассматривает работу физика Вернера Гейзенберга и его «принцип неопределенности». Гейзенберг показал, что наблюдатель создает то, что он наблюдает. Словами квантовой психологии: мы создаем наш СУБЪЕКТИВНЫЙ опыт.

В восточной традиции подчеркивается только тот, кто выполняет наблюдение. Нет никакого упоминания о какой-либо причинной связи между наблюдаемыми мыслями и тем, кто их наблюдает. Подразумевается, что эти два явления - мысль и наблюдатель мысли, - совершенно отдельны по своей сути.

Квантовая физика познакомила меня с моей следующей наводящей мост концепцией, принципом «создаваемой наблюдателем реальности», который утверждает:
1. Когда нет наблюдения, нет и реальности.
2. Наблюдение создает реальность (Герберт, 1985).
Проще говоря, вы как наблюдатель, создаете субъективную реальность, которую вы наблюдаете.

Практическая важность третьего уровня - в том, что он дает вам полномочия переходить из пассивной позиции свидетеля в активную позицию создателя. Когда вы понимаете, например, что вы создаете вашу печаль, депрессию, или беспокойство, вы можете перестать это создавать. Этот мост выводит нас дальше из густого леса Ньютоновской мысли к простирающейся свободе квантового сознания.

Четвертый и пятый уровни
Физическая вселенная состоит из энергии, пространства, массы и времени.

На втором уровне мы пережили на опыте, что все, что мы наблюдаем в себе - мысли, эмоции, ощущения и так далее, - состоит из энергии. На третьем уровне мы осознали, что являемся создателями того, что переживаем, и аспекта массы физической Вселенной. Теперь, на четвертом уровне, мы лучше изучаем аспект времени нашей Вселенной, и как мы создаем понятие времени. На пятом уровне, мы проходим через самый незаметный аспект нашего мира: вездесущее пространство. На этом уровне мы соприкасаемся с неизменной природой пространства, и исследуем, как с прикосновением к нему преобразуется наш опыт.

Как уже говорилось раньше, Дэвид Бом открыл, что физическая Вселенная - это «развертывание» и «свертывание» четырех основных элементов: энергии, пространства, массы и времени (продолжительности). Все, что существует в мире, как мы его знаем, от легкого возбуждения чувства любви до железобетонных зданий, состоит из этих четырех первичных элементов. Таким образом, основополагающая энергия, которую мы переживаем на втором уровне, может быть точнее описана как развертывание и свертывание энергии, пространства, массы, и времени.

Говоря в терминах квантовой психологии, чтобы проблема, например нежелательная эмоция, могла существовать, она должна иметь энергию, занимать пространство, иметь измеримую массу (твердость) и существовать во времени (иметь продолжительность - начало, середину, и конец). Рассмотрение проблемы в терминах этих четырех параметров может обеспечить гораздо более многомерную структуру, чем теперешняя двоичная система традиционных терапевтических моделей, в которых проблемы рассматриваются в линейной причинно-следственной связи.

Четвертый и пятый уровни приведут вас в новую сферу первичной сущности.

Шестой уровень
Этот уровень убирает железные занавесы, те разделения, которые мы считаем само собой разумеющимися. Например, мы предполагаем, что чувства «я люблю себя» и «я ненавижу себя» в корне и бесповоротно разные, что успех отличается от неудачи. Мир, как мы его знаем, переполнен границами, которые обозначают различия.

На шестом уровне мы путешествуем через пьянящий мир явных и неявных порядков Дэвида Бома, где проявленное и невидимое постоянно «сворачиваются» и «разворачиваются», где все границы создаются наблюдателем, а не даны от природы. Это квантовый мост, который выводит нас за рамки суждений и оценок, и знакомит нас с опытом основополагающего единства. С помощью опыта этого уровня становится по-настоящему возможно «плыть по течению». По мере того как будет углубляться ваше квантовое сознание этого уровня, вы сможете начать переживать на опыте мир далеко за пределами рамок созданных наблюдателем реальностей.

Седьмой уровень
«Все состоит из пустоты, а форма - сгущенная пустота» (А.Эйнштейн). Другими словами, все состоит из одного из того же вещества или пустоты.

Цитата Альберта Эйнштейна о соотношении формы и пустоты поразительно похожа на буддистский принцип, высказанный более 2.500 лет назад в «Сутре сердца»: «Форма - это не что иное, как пустота, а пустота - не что иное, как форма».

У всего в физической реальности есть форма: форма создает то, что Дэвид Бом назвал явным порядком размеров, очертаний, массы, плотности - от воздуха до листьев, кресел и людей. Однако если мы посмотрим через «субатомную линзу» на кресло или листок, мы увидим частицы - волны, плавающие в том, что выглядит как ничто - мы можем называть это пустотой, вакуумом. Это было бы похоже на вид звездного неба ясной ночью. Звезды - это форма; небо - это пустота.

Чтобы были «ты» и «я», должны быть согласованные границы, которые создают видимость разницы между тобой и мной, между стульями и столами, между деревьями и небом. Эти согласованные границы определяют то, как мы обычно воспринимаем мир, как мы живем на явном уровне формы. Когда мы приобретаем чувство, что эти границы не существуют на квантовом уровне - что воспринимаемое нами как открытое настежь пространство состоит из тех же частиц и волн, как и объекты, которые мы воспринимаем как плотные и «физические» - тогда ограниченное, обособляющее переживание «ты-шности» и «я-шности» растворяется в уютном пространстве единения.

На шестом уровне мы переживаем на опыте взаимосвязь всех вещей. Седьмой уровень ведет нас на шаг дальше, говоря, что все не только перекрывает одно другое, но и в действительности состоит из одного и того же материала. Таким образом, связь между объектами переходит за рамки интерпретации на уровень универсальной одинаковости или тождества.

Пережить «конечную точку» квантового сознания означает пережить основополагающую свободу от отделенной, обособленной самости. Чтобы достичь этого переживания, нам нужно, как это ни парадоксально, так или иначе повзаимодействовать с этой самостью. Восточные традиции воздвигли тысячи монастырей и храмов, чтобы обеспечить помещения и место для этого взаимодействия. Возможно, на этом, кульминационном уровне, можно найти переживание настоящего расширения».
По материалам сайтов: http://www.soznaniesveta.com, http://ezo.club


СТРУКТУРА УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ РАЗНОГО ТИПА ЛЮДЕЙ. Рисунок 4


1 комментарий:

  1. Спасибо за замечательную статью. Очень познавательно.

    ОтветитьУдалить