вторник, 10 февраля 2015 г.

Эмоции. Управление и способы выражения

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей...
К. Д. Ушинский

Способность человека контролировать эмоции и управлять ими связана с уровнем эмоционального интеллекта (управление эмоциями является одной из четырех его составляющих). Эмоциональную компетентность, в которую входит и умение управлять собой и своими эмоциями, можно и нужно развивать.

Управление эмоциями и чувствами предполагает осознание и контроль над формой их проявления. Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду следующее: у человека данное состояние зафиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях; он способен выразить данное состояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих. Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально. Именно на этом уровне становится возможным контроль над эмоциями, а именно:
способность предвидеть их развитие;
понимание факторов, от которых зависят их сила, продолжительность и их последствия.

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоциональных состояниях может проявляться в следующем:
отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т.п.);
неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха — как незаинтересованность);
неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);
неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Итак, управление эмоциями состоит из нескольких шагов.
Первый шаг — осознание. Прежде всего, нужно научиться осознавать свою эмоцию в данный момент времени.
Второй шаг — это определение уместности эмоции.
Третий шаг  —  собственно управление.

Есть несколько способов управлять эмоциями. 
Первый — это изменение объекта концентрации. Нашей действительностью становится то, на чем мы сосредотачиваемся. Просто переключите свое внимание на другой объект, и за ним изменятся испытываемые вами эмоции.
Скажем, вы пришли в кафе с друзьями и встретили там своего бывшего парня с новой подружкой. Вы испытываете разочарование, ревность. Попробуйте переключиться на друзей, сосредоточьтесь на том, что вас ждет приятный вечер в кругу людей, которые вас любят и ценят. Если переключиться не на что, попробуйте вызвать какое-то хорошее воспоминание: вспоминая о приятном событии, мы невольно начинаем испытывать эмоции, которые испытывали в тот момент.














Второй способ — это изменение убеждений. Любую информацию мы пропускаем через фильтр наших убеждений; мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотим его видеть. Поэтому если вы не можете изменить ситуацию, в которой вы оказались, нужно изменить свое к ней отношение, тогда и ваши эмоции изменятся.

Третий способ управления эмоциями можно назвать «физиологическим». Каждая эмоция — это реакция на определенное событие, к которому наш организм должен адаптироваться. Поэтому эмоции сопровождаются физиологическими изменениями: учащается пульс и дыхание, повышается артериальное давление, расширяются зрачки.

В этом случае управление эмоциями осуществляется «от противного». Если эмоция изменила состояние организма, почему управление состоянием организма не может изменить эмоциями? Не зря волнующемуся человеку советуют глубоко и размеренно дышать: такое дыхание свойственно спокойному состоянию.

Эта закономерность называется мимической обратной связью. Эмоции часто вызывают непроизвольную мимику. Однако при этом произвольная мимика способна вызывать эмоции: пытаясь изобразить эмоцию, человек может начать ее испытывать. Этот прием можно использовать для управления эмоциями.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы:
• во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер;
• во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, в межличностном общении приобретают характер послания другому;
• в-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социализации, подвергаются жесткому социальному контролю.
Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — необходимое условие совместной жизнедеятельности.  

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений. Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:
не настойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию;
агрессивный, цель которого «преподать урок» партнеру;
открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете, и не вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и, следовательно, понять вас.

Для каждого из этих способов характерна своя структура сообщения.
Так, агрессивное сообщение не просто использует сильные оценочные определения, оно, как правило, построено как «ты-послание», в котором ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека (ты выводишь меня из себя; ты обидел(а) меня; как ты мне надоел(а)). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, переложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Сообщения о негативных эмоциях в форме «я-посланий»:
не разрушают атмосферу доверия и партнерства;
не угрожают самооценке партнеров;
позволяют принять ответственность за свои эмоции на себя;
открывают возможность управлять ими (я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу; я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время).

Открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других — чрезвычайно трудная задача. Большинство из нас сдерживает чувства, не умея быть конструктивно открытыми. Трудности могут возникнуть при выборе способа их выражения.

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:
эмотивно-оценочная лексика и фразеология (глупец, дурак);
называние эмоции или чувства (Я беспокоюсь; Я смущен(а); Мне приятно с тобой);
сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств (На ней лица нет; Места себе не нахожу).
Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. Отрицательные чувства — показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться.
По материалам сайтов: http://givehim.clan.su, http://www.elitarium.ru

Фильм Эквилибриум (2002)

Комментариев нет:

Отправить комментарий