суббота, 20 августа 2011 г.

Тайный смысл орнамента Меандр

Тесей и Ариадна. Древняя Греция. Вазопись
Царевной мудрой Ариадной
Царевич доблестный Тезей
Спасен от смерти безотрадной
Среди запутанных путей:
К его одежде привязала
Она спасительную нить, —
Перед героем смерть стояла,
Но не могла его пленить,
И, победитель Минотавра,
Свивая нить, умел найти
Тезей к венцу из роз и лавра

Прямые, верные пути.
Федор Сологуб

На Кипре в древнейшей его столице – Пафосе есть интереснейшее место – Археологический парк. Не знаю, где бы еще отлично сохранилось такое количество мозаик дохристианского периода. Находятся они буквально в паре сотен метров от гавани и датированы III веком до нашей эры.





В археологическом парке их несколько, совершенно потрясающих. Дом Диониса с мозаиками на тему мифов о Дионисе (его совершенно случайно обнаружил на своем поле фермер, считается, что это была частная римская вилла второй половины II века н.э.), дом Тезея (считается, что это была резиденция римского проконсула с более чем 100 комнатами), дом Эона с различными сценами из мифов, дом Орфея и дом Четырех сезонов.

Некоторые мозаики спрятаны под крышу, некоторые посетители осматривают с деревянных помостов, проходящих над раскопками. Мозаики представляют собой полы, выложенные из крошечных кусочков натурального камня.

Выглядят они впечатляюще даже по современным меркам за счет своих габаритов и напоминают огромные ковры, расстеленные на полу. Выполнены мозаики в пастельных тонах, цветовая гамма очень удачна, и …что самое интересное, древние мастера совершенно не использовали красителей при их выкладывании, все они сделаны из камней естественных оттенков.


 Сюжеты мозаик повествуют о многочисленных событиях их современников, дополняя сложенные легенды. Но более всего меня заинтересовали орнаментальные узоры, украсившие почти каждую из мозаик. Все они неповторимы, но, несмотря на уникальность каждого из мозаичных рисунков, некоторые мотивы повторяются в каждом из них. Один из таких повторяющихся мотивов напомнил мне свастику – древний солярный символ.

Позже гид рассказал нам о наиболее распространенном древнегреческом орнаменте – меандре, или «вечном лабиринте». Его элементы выстраиваются в длинную полосу и опять-таки ассоциируются со свастикой. Аналогичный мотив я увидела и в серебряных украшениях, выполняемых кипрскими деревенскими мастерами. На этот раз пришла ассоциация со спиралью.

Заинтересовавшись тайным смыслом рисунков, я нашла достаточно интересную информацию об орнаментах и лабиринтах, которые они формируют.

См. Все об орнаментах и узорах 

Греческий меандр в векторе
Круговые вариации греческого меандра
Меандр (греч. μαίανδρος) – известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Меандр представляет собой бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды.

В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой жизни. Прямой путь символизировал добродетель. Меандр состоит только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта.

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента – так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра «алхан хээ», связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи.

Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (nandyavarta), т.е. «свивание» или «круг счастья».

Свастика (хас), – слово, состоящее из двух санскритских корней – «благо» и «быть» или «состоять» и, следовательно, означающее «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова – санскритское «су» – солнечная птица и божество времен года Астика.

Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее – годовое движение Солнца, включающее идею четырех сторон света.

Этот знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Свастика, вращающаяся по движению часовой стрелки, представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую. Направление движения имеет также нравственную характеристику: движение по солнцу олицетворяет добро, против солнца – зло.
Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управления низшими силами. Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий.

Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца. Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года.
Другое название свастики – «гаммадион» означает её, как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия Земли.

Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. В Индии свастика традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. В форме свастики бытовал деревянный инструмент для добывания священного огня.

С распространением буддизма свастика из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете этот символ используется как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса. Форму свастики имеют две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Янь.

В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, был изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень.

В настоящее время этот магический символ распространен главным образом в Индии, Центральной и Восточной Азии.

Меандровые орнаменты в целом содержат символическое изображение таинственности, загадочности, имеющее множество различных толкований. И, действительно, сложный геометрический рисунок орнаментов, по сути, представляет собой запутанный лабиринт. С древнейших времен лабиринты завораживали человечество.

  
Критские монеты с изображением лабиринта Дедала. 280 год до н.э.
Ранние лабиринтообразные украшения в греческих домах несли защитный символизм, в их узорах должны были запутаться и потерять свою силу духи зла. Самые ранние лабиринты в Египте и Этрурии (Центральная Италия) были сооружены, чтобы сохранить могилы царей в неприкосновенности. Согласно Геродоту, величайший из таких архитектурных лабиринтов, рядом с озером Моерис в Египте, имел 3000 ловушек и 12 тупиков.

Есть лабиринты, которые не имеют ловушек, а ведут по запутанной, но единственной дорожке. Такие лабиринты использовались в храмах для обрядов инициации, а также для ритуальных танцев, изображающих переплетенные орбиты Солнца и планет. Подобные лабиринты на полу средневековых католических церквей символическое изображение «дороги в Иерусалим», то есть паломничества к святым местам. В соборе Фарли (Франция) кающиеся богомольцы проходили 200 метров на коленях по такому лабиринту, нанесенному на полу в пределах круга диаметром только 12 метров.

Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразие предлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения. Лабиринты, сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили эту проблему в игру.

Поэтапность прохода через лабиринт, имеющая психологическое значение, присутствует в основных религиях: инициация (просветление), символическое возвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению, открытие духовного центра, напряженного, зачастую ведущего в тупик процесса самопознания.

См. Бурятский орнамент  и Лабиринт

2 комментария:

  1. Кстати про меандр можно найти ещё и у Монгол. У них в традиционном орнаменте есть "алхан хээ" - молоточный орнамент в переводе. Причем в монгольском орнаменте очень много вариаций меандра. Если кому интересно, то вот тут ссылка на монгольский орнамент - там порядка 80 вариаций орнаментальных

    ОтветитьУдалить
  2. Свастика, т.е. Сва-С-Тика чисто славянское слово. "Сва" - небо, "Тика"- тикать, тикай, т.е. бежать, убегай, бег. Буквально Бег Неба, Движение Небес. Люди в древности знали, что наша Вселенная имеет свастичную форму движения.

    ОтветитьУдалить