воскресенье, 31 июля 2016 г.

От делания к неделанию

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».
Интересующиеся саморазвитием и самопознанием наверняка замечали некое противостояние двух теоретических подходов к достижению целей человека – западного и восточного. Эти подходы – делание и неделание – связаны с принципиальными различиями во взгляде на мир и личность в нем. Предлагаю подробнее рассмотреть их суть.

ДЕЛАНИЕ И НЕДЕЛАНИЕ. Рисунок 1

Западный подход  ДЕЛАНИЕ. Он основывается на РАЗДЕЛЕНИИ – противопоставлении себя и окружающего мира. Из-за этого поставленная человеком цель постоянно находится вовне, за которой приходится вечно бежать, как за горизонтом. Жизнь, как охота за синей птицей, которая все время ускользает из рук. А счастье видится лишь в кратком моменте его удержания. Однако жизнь не стоит на месте, она динамична, в отличие от стремящегося к стабильности ума.

Восточный подход  НЕДЕЛАНИЕ. Он предполагает использование внутренних источников. В основе его лежит ЦЕЛОСТНОСТЬ.

ДЕЛАНИЕ немыслимо без постановки цели. Это основной инструмент – ДЕЛАНИЯ. Причем мало кто из специалистов, психологов, коучей, рассматривает, что движет человеком при формулировании, постановке цели. Ну а реализацию цели чаще связывают с характеристиками цели, а не самой личности.

Перечислим критерии цели. Как минимум, она должна соответствовать критериям SMART. Есть несколько вариантов расшифровки, ниже приведен один из них.

Specific — конкретность. «Выявить потребности» — это неконкретно. Потребности кого? Какие? Как мы это будем делать?
Measurable — измеримость. Должен быть четкий критерий, который позволяет понять — достигли мы цель или нет.
Agreed — согласованность. Цель, в большинстве случаев затрагивает интересы других людей — это нужно учесть.
Realistic — реалистичность. Цель должна быть реальной.
Timed — наличие четкого срока.

Этап постановки целей достаточно затратный по ресурсам, не говоря о реализации. На этапе постановки цели, часто происходит копирование ее извне, у наиболее реализованных и успешных представителей общества. Такая цель выбирается, как модный аксессуар в бутике, и может совершенно не соответствовать ее новому владельцу. Основным ресурсом служит как прежний опыт самого человека, так и опыт других людей, ранее реализовавших подобные цели. При этом моделируется поведение человека, которому удалось реализовать интересующую вас цель. Если вопрос – «КАК?» решен, то цель достигнута. И так далее - к новой цели!

Цели проистекают из множества потребностей человека, которые формируются на разных уровнях сознания. По Фрейду, победа творческих сил над биологическими инстинктами связана с процессом сублимации энергии либидо. Но оппонент Фрейда, неофрейдист и разработчик теории психосинтеза итальянский ученый Р. Ассаджиоли был принципиально не согласен с Фрейдом о том, что бессознательное – это поле инстинктов. Р. Ассаджиоли выдвинул концепцию, согласно которой, бессознательное делится на семь уровней, где высший седьмой уровень является сферой сверхсознания. Очевидно, что цели формируются на всех уровнях. Из этого представления о строении бессознательного следует вывод, что высшие творческие цели формируются в поле сверхсознания, а не только в сфере сознания. Но, так или иначе, все творческие цели попадают под контроль сознания.

Духовные потребности не являются единственным побудительным стимулом, отвечающим за творческие цели. Есть еще и другой не менее значимый фактор формирования творческих целей (особенно у гениально одаренных людей). Этот открытый Адлером фактор – стремление человека к превосходству и совершенству. Адлер считал, что, неуверенность в себе и чувство неполноценности могут задействовать одновременно с развитием духовных потребностей мощный творческий потенциал.

КОЛЬЦО СИЛЫ. НЕДЕЛАНИЕ. Рисунок 2


Что же является инструментом восточного подхода  НЕДЕЛАНИЯ? Здесь нужно подчеркнуть, что существует два понимания «неделания». У-вэй   созерцательная пассивность, и неделание   это активное действие по избавлению от привычек (стереотипов поведения послепроизвольного внимания), когда стереотипное поведение заменяется на любое другое действие, которое называется «неделание» согласно книгам К. Кастонеды.

У-вэй (кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь: wúwèi) — созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «неделание», другим вариантом перевода является «немотивированность» или, согласно И. А. Арсееву, «спонтанность». 

Самым главным качеством неделания является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчёта, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путём, так как опирается на восприятие «здесь и сейчас». Антиподом «У-вэй» является «Вэй».

Дон Хуан поручал Кастанеде массу странных деланий – странные шнуровки ботинок, сначала завязывать левый ботинок, и так далее. По сути это и было неделание того или иного привычного действия.  Но как только оно переходило в режим автоматического функционирования, то оно само по себе становилось деланием и надо было придумать нечто иное.

Кастанеда достаточно долго говорит в одном из первых томов о двух кольцах силы – делания и неделания. Так вот делание – это как раз то, что называют условными рефлексами, и способность их вырабатывать больше, чем у других живых существ огромное преимущество человека. С другой стороны, как только заканчивается энергия для их поддержания, и они становятся основным нашим деланием, делание собственно новых рефлексов становится невозможным – на это просто нет энергии. То есть, выполнять их энергия есть, а вот сделать что-то новое...

Скажем так, тут уже просто не остается выбора, а энергии не хватает на осознание этого факта. То есть, человека с определенного момента можно сравнить с белкой в колесе,  из-за наших навыков, рефлексов мы можем только бежать в одну сторону, но не выскочить из колеса. Устанем – свалимся в нижней точке, отдышимся – по инерции снова делаем шаг в направлении, куда двигались, пока не обессилили, и... продолжаем бег по кругу, не замечая, что по сути давно стоим на месте.

И такими «колесами» являются все наши делания. Любые – встав на ноги мы автоматически идем или бежим, или удерживаем равновесии стоя, начав вдох – выдыхаем, опустим взгляд на мир и начинаем делить его на привычные объекты.

Итак, если некто перестал делать что-то и начал делать что-то другое, это не может не поменять его картину мира, хотя бы в тех областях, которых это делание-неделание касается. Прежде всего  предметно. Но далее, мир оказывается не фиксированным. Если такую штуку проделал хоть один раз, хоть один раз изменил хоть что-то,  выпал из мира, который «есть». Большинство людей живет в мире, который якобы нужно «исследовать». Мир якобы уже предзадан им как «какой-то», и им остается только постараться узнать, какой он, поподробнее. А на самом деле то, в каком мире жить, зависит от меня.

То есть фиксированной ситуации не бывает. И если ты владеешь волшебством неделания, то ситуацию можно разворачивать так, или сяк, или как-то еще.

Но нужно постоянно иметь в виду, что это не так просто, что это требует предварительного анализа и проектирования. Если, допустим, курильщик попробует «в лоб» не делать курение, ничего не получится. Нужно сообразить, как это сделать тонко, потому что просто не курить — совершенно не будет неделанием относительно курения, это может быть просто паузой.

Инструментом восточного подхода НЕДЕЛАНИЯ я бы назвала НАМЕРЕНИЕ. Держать намерение  вот залог успеха в неделании. В отличие от цели, намерение – невозможно скопировать извне, так как оно напрямую связано с качествами личности. Стало быть, ключевой вопрос при реализации намерения – «КАКОЙ?», а вопрос «КАК?» приобретает новый смысл и уходит на второй план. Не КАК – скопировать стереотипную цель и способы ее реализации, а КАК наполнить новым смыслом прежние стереотипные действия, тем самым видоизменив и сами действия, и тем самым реальность.

Намерение в отличие от цели, подобной застывшей плоской картинке, многомерно и целостно и живет в настоящем моменте, пребразуясь с каждым новым мгновением жизни… недаром В. Зеланд замечает, что «намерение просветленного становится тождественным внешнему намерению». Осознанному человеку нет необходимости фрагментировать реальность, выхватывая из потока жизни отдельные ее компоненты и фиксируя их в качестве цели. 

По материалам сайтов: http://www.ontopsyholog.ru, http://http://www.dusha1.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий