среда, 22 июня 2016 г.

Душа и сознание

Каждый учебник по психологии, каждая психологическая концепция начинаются с понятия психологии, как науки о Душе.
Психология – наука о Душе (греч. psyche - душа, logos - учение). Наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях душевного в человеке (многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики, как особой формы жизнедеятельности человека).

Что же такое Душа? На эту тему у меня была довольно сложная беседа с психологом, который с уверенностью сказал, что в психологии нет такого понятия, как Душа. На мой вопрос,  а разве психология – не наука о Душе? Он ответил – о психике, не о Душе. А Души нет вообще.

ДУША. Рисунок 1

Действительно, перевод на русский язык дает много неточностей и вопросов. Поэтому даже не берусь давать здесь определение Душе. Пусть каждый выберет или создаст сам для себя нужную формулировку…

А вместо рациональных выводов и логических доводов – для вас прекрасная притча…
4 жены (притча)
Жил был султан, у которого было 4 жены. Все они были умницами и красавицами, но больше всего он любил четвертую – молодую, добрую и ласковую. Мужчина одевал ее в дорогие платья, дарил драгоценности и всячески баловал.


Без ума он был и от третьей жены – самой красивой женщины на земле. Султан всегда брал ее с собой, когда ехал в другие страны, чтобы все видели ее красоту. Но при этом он очень боялся, что она когда-нибудь уйдет от него к другому.
Любил султан и вторую жену – интриганку и интеллектуалку. Она всегда была на высоте: умная, приветливая и терпеливая. Султан мог к ней обратиться со всеми проблемами – эта женщина могла решить любые трудности.
А первая жена была самой старой из всех. Она досталась султану как наследство от старшего брата. Эта женщина была самой преданной. Она делала все, чтобы ее муж становился все более богатым и влиятельным. Но султан не любил ее, даже не обращал на нее своего внимания, хотя она его очень любила
И вот султан заболел. Он почувствовал приближение смерти и стал думать о том, какую жизнь он прожил за свои долгие годы. Мужчина подумал: «Сейчас у меня есть 4 жены, но на том свете я буду совсем один!». Тогда он сказал четвертой жене:
— Ты же знаешь, что всегда была моей любимицей. Тебе доставалось все самое лучшее, я заботился о тебе и берег, как мог. Сейчас, когда я умираю, готова ли ты пойти со мной в царство теней?
— Даже не думай об этом! – гневно ответила жена и ушла, не сказав султану больше ни слова.
Эти слова очень ранили сердце умирающего. Расстроенный султан позвал свою третью жену:
— Всю жизнь я восхищался только тобой! Сейчас, когда я на смертном одре, готова ли ты пойти за мной в долину мертвых?
— Конечно, нет! – ответила женщина. – Моя жизнь продолжается. Возможно, я даже снова выйду замуж.
Такой боли султану никогда не приходилось испытывать. В страшных душевных терзаниях он заговорил со второй женой:
— К тебе я всегда обращался в сложных ситуациях, ты была моим лучшим помощником и советчиком. Сейчас, когда я на смертном одре, готова ли ты пойти за мной на тот свет?
— Сожалею, муж мой, но на этот раз я не могу стать твоим напарником. Я могу лишь пообещать, что похороню тебя со всеми почестями.
Султан был поражен и раздавлен. И в этот момент прозвучал голос:
— Я готова пойти с тобой куда угодно, я буду рядом с тобой всегда!
Султан увидел, что перед ним стоит его первая жена. Она была истощена и почти неузнаваема от пережитого горя. Пораженный мужчина сказал:
— Только сейчас я понял, что должен был быть более внимательным к тебе, пока еще моя жизнь не покидала мое тело!
У всех нас есть 4 жены. Четвертая – это тело. Не имеет значения, как сильно мы стараемся хорошо выглядеть, потому что оно не пойдет с нами на тот свет. Третья жена – это работа, статус и деньги. После нашей смерти они достанутся другим людям. Вторая жена – это семья и родные. Они всю жизнь помогают и поддерживают нас, но после нашей смерти они могут сопроводить нас только до могилы.
И, наконец, первая жена – это наша душа, которую все так часто игнорируют в погоне за материальными ценностями, властью, богатством и удовольствиями. Но, даже не смотря на такое отношения, именно душа будет нашей единственной спутницей всегда и во всем.
Никогда не забывайте оберегать и обогащать ее! Потому что самый большой подарок, который мы можем сделать для себя и всего мира, это заботливое и внимательное отношение к своей душе.

Вселенная является иерархией разума, во главе которого стоит ее Творец. Каждая Душа является своеобразным квантом вселенского разума.

Сознание - это структура, позволяющая Душе управлять Телом. Душа, материальной частью которой является тело, через структуру сознания взаимодействует с реальностью. Но есть также взаимодействие между телом и клетками этого тела. Это взаимодействие осуществляет тоже сознание, но это уже клеточное сознание. В широком смысле сознание - это структура, объединяющая духовную и физическую материю.

Для современного человека собственное физическое тело никак не ассоциируется с пространством Души, а представляется скорее как некий инструмент своего Я, практически как слуга. Разум также представляется отдельной сущностью в роли исполнителя идей, как функция «Я». Если задать вопрос, где находится «Я», то большинство ответит - в голове. Хотя на самом деле, там находится всего лишь мозг, представляющий собой компьютер.

Такое восприятие формируется благодаря доминирующей научной парадигме. В современном обществе правят точные науки: физика, математика, механика, химия и прочие. Соответственно и парадигма является механистической, согласно которой все объективно, постоянно, может быть измерено и описано точно и однозначно, где мир состоит из отдельных элементов, по сути представляя собой грандиозную машину.

У КОГО ВЛАСТЬ, ТОТ И ХОЗЯИН? Рисунок 2

Главным действующим лицом в машинной системе является тот, кто находится у пульта управления. Аналогично мыслит и современный человек: раз мне дано управление, значит «Я» самый главный во всей этой системе. У кого власть, тот и хозяин. Да, это так. 

Однако власть и творчество – это не одно и тоже. Власть и идея не синонимы, тем более власть и жизнь. Наше «Я» может творить действительно грандиозное, великое, но только если оно будет принимать идеи от того грандиозного, которое над ним. Если «Я» замыкается в самом себе и творит под себя, то, что произойдет? Произойдет то, что происходит сегодня.

Мировоззрение прививается. Мы все проходим школу безальтернативного обучения (сначала в младенчестве, затем в школе, потом в обществе нам предлагают: делать то и не делать этого, считать хорошим это и плохим то, поступать так, а не иначе. Нам не предлагают строить собственные концепции на основе высшего, а лишь следовать устоявшимся стандартам.

Вокруг «Я» образуется своеобразная ментальная скорлупа, сотканная из отрицания высшего, из гипотетических возможностей и непомерных амбиций. «Скорлупа» образуется постепенно и мы ее не замечаем, сживаемся с ней. Наше «Я» умеет фантазировать, ничем себя не ограничивая. «Я» может придумать собственные объяснения любому событию, явлению, сущности. Придумать так, чтобы успокоиться.

Успокоительных вариантов всего два. Первый – я прав. Второй – Я не прав, но у меня нет никакой возможности что-то изменить. Объяснения всегда строятся «под себя» как оправдания себя самого или кого-то другого. Для подобного мировоззрения характерно отвлеченное восприятие всех функций, когда функции становятся объектами. Есть «Я», а есть объекты – увлечения, работа, отношения с окружающими, болезни, сновидения, чувства, поступки. К объектам и отношение не как к живому, а как к некой материи. Нас учили обращаться с материей запросто – строить, править, уничтожать, приспосабливать, игнорировать.

ДУША В ПРОСТРАНСТВЕ ЕДИНОГО РАЗУМА. Рисунок 3

Возможна иная точка отсчета. Безграничный единый разум, в котором все живые существа лишь составляющие его модальности. В такой системе каждое «Я» по большому счету неотделимо от другого. Как можно вычленить часть разума? Соответственно иным становится взаимодействие отдельных индивидуальностей. «Я» из маленького становиться большим. «Сосед» будет восприниматься как часть собственного «Я», а собственное «Я» как часть соседнего.

В такой системе отношения с окружающими станут такими же священными, как с самим собой. Происходящее с собратом таким же важным и сокровенным, как свое собственное. Очевидно, что в такой системе становятся невозможными те негативные социальные явления, которые можно наблюдать сегодня – обман, убийство, предательство, оскорбление, притеснение и многое другое. В данной системе нет уравниловки, индивидуальности сохраняются, более того, индивидуальное свято и неприкосновенно. Речь идет об отношениях между индивидуальностями!

Современный человек, безусловно, не растерял еще полностью знание об истинном. Но это знание эклектично, разрозненно и замусорено. При таком «знании» все то невероятное количество сил, затрачиваемое человеком в попытках прийти к гармонии и счастью, не может привести к успеху. Ошибка в том, что не принимаются в расчет законы большой системы. Попытки построить счастье делаются исходя из желаний своего маленького мирка. Необходима смена мировоззрения. Буквально поднять глаза наверх.

Пространство Души – это индивидуальный поток в пространстве бесконечного Разума. Наше «Я» является лишь оперативным центром в пространстве Души, но никак не Созидателем. Созидателем является Душа. Нужно помнить и о том, что над ней простирается иерархия Созидателей высших порядков.

Необходимо уйти от мелкособственнического «Я» и настроится на «Я» истинное. Если говорить о соотношении истинного «Я» и ПРОСТРАНСТВА ДУШИ, то между ними можно поставить знак равенства.

По материалам сайтов: http://www.ontopsyholog.ru, http://http://www.dusha1.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий