четверг, 12 марта 2015 г.

Человек дела и бизнес (история и современность)

Предпосылки развития современного бизнеса лежат в далеком прошлом. В первобытном обществе, когда существовал обмен продуктами своего труда в пределах общины, никакого бизнеса не существовало. Логично сделать вывод, что бизнес получил свое развитие с появлением товара, то есть продукта, изготовленного на продажу, а не для собственных нужд. Принято считать, что история предпринимательства начинается со средних веков.

Не секрет, с тех давних времен и до сей поры, бизнес существует в условиях жесткой конкуренции. Главным конкурентным преимуществом было и остается максимально эффективное управление бизнесом - менеджмент. Существует ли «секретный секрет», владея которым собственник может преуспеть и обойти конкурентов? Мое мнение – нет, такого секрета не существует. Это плохо и это хорошо одновременно. Почему, спросите вы? Потому, что, зная об этом, вы можете добиться преимущества, используя по максимуму объективные законы развития бизнеса, в то время как конкуренты «сбиваются с ног» в поисках «секретного секрета».

ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Рисунок 1

Давайте вместе углубимся в историю и вспомним наиболее ярких личностей – мудрецов, царей, полководцев, оставивших свой след в истории. При всей их успешности, я не смогла найти ни единого факта, доказывающего, что каждый из них хоть сколько-то повлиял на объективные процессы развития общества и, в частности, бизнеса. Что определенно всех их объединяет – это прекрасное понимание своей роли, трезвый взгляд на реальную действительность, владение ситуацией. Они добились успехов, не столько благодаря своей исключительности и амбициям, сколько - ЗНАЯ И УЧИТЫВАЯ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ МИРА, ОБЩЕСТВА, СЛЕДУЯ ИМ.

Итак, один из важных законов развития – историческая преемственность. Принято считать, что история предпринимательства начинается со средних веков. Купцы, торговцы, ремесленники – были первыми предпринимателями. Продукция, произведенная сверх необходимого для собственного потребления количества, реализовывалась в обмен на деньги. Товары, услуги – уже не были предметом обмена на равноценные по затратам труда аналоги, как в первобытный период. 

Обеспечить благополучие и процветание себе и своим близким предприниматель той эпохи мог только работая на совесть. Ремесленники - добиться максимального уровня мастерства, создать качественный, пользующийся спросом товар, купцы - обеспечить честной торговлей себе доброе имя. Средневековые города были настолько миниатюрными, что новости в таких городках разлетались молниеносно, а все решения принимались на городской площади при массовом скоплении людей. Городская торговая площадь – стала знаковым местом для жителей каждого средневекового города. Дома купцов также сконцентрировались в ПОСАДЕ - наиболее привлекательной и престижной центральной части города, защищенной крепостными стенами. 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Рисунок 2

Со временем, действия предпринимателей принимают все более профессиональный и цивилизованный характер. С развитием торговли, услуг растет денежная масса, и в конце XVII века появляются первые акционерные банки. Все актуальнее становится тема прибыли, а это значит, что можно уже говорить о становлении бизнеса. Появляется новая профессия – менеджер. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице или семье, распределяются по отдельным направлениям, которые обслуживают финансисты, экономисты, бухгалтера, юристы, конструктора, технологи. Формируется новый социальный слой, производящий прибавочный продукт – рабочие.

За счет распространения массового производства, произведенный продукт отчуждается от производителя, то есть лишается авторской уникальности и неповторимости. За качество теперь не отвечает его непосредственный производитель перед лицом покупателя. Вместо этого вводятся нормы и стандарты, чтобы производимый товар соответствовал эталону, но это никак не стимулирует производителя превзойти этот эталон, делая свой продукт все лучше и полезнее для потребителя. Наоборот, главным стало производство, его эффективность, экономия. Казалось бы в производственной сфере - прогресс налицо! Вот она - новая элита!! Промышленники и предприниматели. Да. Но первые промышленники - это очень увлеченные своим делом люди, зачастую сутки напролет не покидающие свои детища - предприятия, рабочие цеха.

К тому же, первыми, кто почувствовал на себе всю «прелесть» новой жизни стали рабочие, трудившиеся на хозяина по 10-14 часов в сутки, жившие на окраинах, в тесных жилищах, без элементарных удобств. В планировке города появляется новая по функции территория – промышленная зона, именно там сосредотачиваются промышленные предприятия и жилье для рабочих… там же поселяются голод, болезни, нищета, отчаяние.  Унылые городские пейзажи с рядами дымящих фабричных труб на фоне бараков - реальность рабочих окраин.  Развитие производства, транспорта, способствуют все большей концентрации трудовых ресурсов в городах, приводя к их стремительному росту.


ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Рисунок 3

К концу XIX века индустриальная «машина» в мире достигла огромных масштабов, и продолжила свое развитие ускоренными темпами, как ненасытное чудовище, пожирая все новые ресурсы – людские, природные, материальные и нематериальные. И закрутилось «колесо» – люди, почти круглосуточно обслуживающие производство, все новые поселки для рабочих, заводы, отрасли добывающей промышленности, энергетика. Города за относительно короткий период превратились в гигантские безликие и унылые густонаселенные «каменные мешки», потеряли соразмерность человеку. Начались эпидемии, возникли экологические проблемы, нехватка жилья, а также многие другие, связанные с неконтролируемым ростом городов – росла безработица, преступность, социальная напряженность.

В этот период как специалисты, так и все неравнодушные к судьбам мира люди, предпринимали попытки разобраться в причинах кризиса и придать своему окружению вновь «человеческое лицо». Многие умы бились над решением данной проблемы и по большому счету безрезультатно. Ситуация продолжала усугубляться, находя свое отражение в литературных произведениях того времени - романе Замятина «Мы», романе «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого и многих других.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Рисунок 4

В таком виде мир вступил в век XXI - век информации. Конечно информационные технологии, наукоемкие предприятия, разнообразные формы услуг – все это есть, и это значимые достижения последних десятилетий. Разве не получило нынешнее поколение предпринимателей в том числе тех благ, о который предшественники могли только мечтать? Главные из них - это свободное время и свободное перемещение по миру... и разве, в провозглашенной постиндустриальный период представители бизнеса не освободились от рутинных производственных задач для новой более творческой и гармоничной деятельности? Да, это действительно так!

Сегодня бизнес выходит за рамки привычных возможностей и понимания - на новый, информационный уровень развития. Нынешние предприниматели, вслед за своими предшественниками, в совершенстве овладевшими методами преобразования материи и, максимально задействовавшими возможности физического труда, все увереннее оперируют информационной составляющей мира, исследуют человеческое сознание. Это, прежде всего - новаторы, мыслители, креативщики, творцы, зачастую их жизнь и деятельность, происходит, что называется, на грани фола... эти ростки и предвестники нового - одна из многочисленных граней и возможностей новой реальности.

Можно было бы облегченно вздохнуть, наслаждаясь последними электронными новинками, удобствами и комфортом в стенах своих квартир… но... несмотря на провозглашение новой постиндустриальной эпохи, ранее развернувшиеся процессы не остановились, а лишь несколько видоизменились. Точнее, система еще более укрупнилась, а специализация, разделение труда вышли на новый уровень.

Уже давно города получили специализацию - города - финансовые центры, столицы, промышленные, туристические, и проч... теперь же - получили специализацию целые государства - и уже не люди, а страны - диктуют условия друг другу посредством сложной иерархической структуры городов, финансовых центров.  Производства, банки выросли в мировые корпорации. Продукция производится уже не для воспроизводства человека, а для воспроизводства техногенной системы, а точнее для самовоспроизводства. Поскольку в условиях автоматизации и роботизации ЛЮДИ СТАЛИ СИСТЕМЕ НЕ НУЖНЫ!!!! Мало того, люди еще и утратили возможности управления и контроля этой искусственной индустриальной машиной, которую сами когда-то создали.

Продолжение следует.


Комментариев нет:

Отправить комментарий